Обобщение и распространение педагогического опыта

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Удивительная страна -  Детство. В ней всё возможно. Здесь любой ребенок может стать сильным, смелым, всемогущим, а скучное и неинтересное может показаться довольно весёлым и забавным. В стране детства каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир ярким, красочным и интересным. Можно мечтать о своем будущем. Кем быть!? И свою мечту воплотить в играх: сегодня - инженером-разработчиком   космических скафандров, завтра копирайтером и даже премьер-министром. 
И все это будут созидать педагоги своими руками, своей душой и сердцем, наполненным любовью.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями и осуществлением ранней профориентации.
Ранняя профориентация дошкольников – большое поле деятельности для педагогов. А для учителя-дефектолога особенно. Именно Он имеет возможность оказать помощь каждому ребенку в выборе возможной будущей профессии, наиболее соответствующий его индивидуальным возможностям и особенностям. Данную работу я реализую в рамках коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка».
При планировании образовательных мероприятий по разделу «Приобщение к труду взрослых»  курса:   «Социально-бытовая ориентировка» было выявлено противоречие: между возрастанием значимости профессий по принципу «потребность» в высококвалифицированных современных специалистах и «недостаточностью работы по ранней профориентации». Встал вопрос о  корректировке и расширении:
1. Информации о профессиях;
2. Обновления форм работы с обучающимися;
3. Применения ИКТ технологий на образовательных мероприятиях;
4. Формирования активной позиции родителей на раннюю профориентацию. 

Все профессии были разделены на 7 модулей. 
1. Образование
2. Медицина
3. Промышленность
4. Служба спасения (МЧС), военные
5. Сельское хозяйство
6. Сфера обслуживания
7. Искусство 

   Эти модули позволяют четко структуировать какие профессии входят в каждый модуль. Данные профессии соотнесены по возрастам, с вычленением орудий труда и трудовых действий. 

Эти модули направлены на реализацию ФГОС ДО по образовательным областям, а именно: 
"Социально - коммуникативное развитие» -  «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»;
«Познавательное развитие» - «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о других видах труда»;
«Речевое развитие» - «на владение речью как средством общения и культуры; на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; на развитие речевого творчества";
«Художественно-эстетическое развитие» - «на реализацию самостоятельной творческой деятельности»;
«Физическое развитие» - «на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».

Эта структура помогает сформировать у детей:
-  раннюю общетрудовую подготовку ;
- раннее самоопределение детей дошкольного возраста;
- удовлетворение индивидуальных познавательных интересов дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности;
- расширение кругозора и формирование системы представлений о группах профессий;
- формирование системы отношений и нравственных установок к труду;
- популяризацию рабочих специальностей, повышение престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда;
- популяризацию профессионализма в любой сфере труда;
- ориентацию на региональный рынок труда, перспективы развития социально-экономической сферы;
-содействие формированию активной позиции родителей на раннюю профориентацию. 

Задачи при реализации модулей;


Обучающие задачи
Младший, средний возраст
Старший, подготовительный возраст
1
Формировать первоначальные представления обучающихся о труде взрослых, их орудиях труда и трудовых действиях,  общественной значимости.
Формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия профессий модуля.
2
Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с различными профессиями модулей.
Обогащать и конкретизировать представления детей старшего дошкольного возраста по профессиям модулей.
3
Формировать у детей младшего дошкольного возраста обобщенные представления о последовательности трудовых действий.
Систематизировать представления о   последовательности трудовых действий различных профессий данных модулей.

Развивающие задачи
Младший, средний возраст
Старший, подготовительный возраст
1
Обогащать активный и пассивный словарь.
Развивать связную, грамматически правильную  диалогическую и монологическую речь.
2
Развивать эмоционально-положительное отношение к труду, трудовым операциям.
Развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей старшего  дошкольного возраста по профессиям модулей.

Воспитательные задачи
Младший, средний возраст
Старший, подготовительный возраст
1
Воспитывать у детей положительное отношение к труду и уважительное отношение к людям труда.
Воспитывать  и формировать систему отношений и нравственных установок к профессиям взрослых по модулям.
Популяризация рабочих специальностей, повышение престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда.



Возможные достижения детей,целевые ориентиры.

Направление
Показатели
Установка ребенка
Сфера интересов
-  Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей.
-  С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.).
-  С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс.
-  С интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы.
-  Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.
Мне это интересно

Сфера представлений
Способен рассказать:
-  о профессии и месте работы родителей;
-  о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий;
-  о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат);
-  об общественной значимости труда;
-  о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека;
-  об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим.
Я знаю

Сфера опыта и нравственных установок
-  Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности.
-  Гордится профессией своих родителей.
-  Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда).
-  Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений.
Сформирован:
-  опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку, зашпаклевать стену, собрать простейший механизм и т.п.);
-  опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности;
-  опыт конструирования, изготовления макетов, моделей
-  опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека;
-  опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму;
-  опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда;
-  опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру;
-  опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца;
-  опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности.
- Я пробовал и привык трудиться и создавать
- Мои родители меня поддержат


В связи с этим было скорректировано и расширено:

  Таким образом, при обобщении и систематизации знаний детей о труде взрослых структуированные модули помогут обучающимся: 
- Реализовать вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста.
- Научить детей сравнивать профессии, выделять их особенности, выражать свое отношение. 
   Педагогам
- Дополнить рабочую образовательную программу ОУ модулями профессий, составить перспективное планирование по социально-бытовой ориентировки для любой возрастной группы дошкольников или разработать внеурочную образовательную деятельность по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
    Родителям
- Активизировать позицию родителей на раннюю профориентацию. 
-  Использовать практически игры дома для закрепления орудий труда и трудовых действий разный профессий.


12 комментариев:

  1. Благодарю, Вас, коллега, за размещение такого полезного материала. Вы выбрали очень интересные направления в работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Мне приятно, что вы нашли для себя полезный и интересный материал! Заходите еще)))))

      Удалить
  2. Татьяна Владимировна, интересный материал, обязательно воспользуюсь в своей работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день Надежда Емельяновна! Очень рада, что данный материал вам пригодится для педагогической деятельности! Добро пожаловать вновь!

      Удалить
  3. Уважаемая Татьяна Владимировна. Ознакомившись с вашим опытом, взяла для себя много новой информации, которую буду применять в своей работе. Спасибо! Творческих вам успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за приятные слова! Буду рада увидеть Вас снова на моем блоге!!!

      Удалить
  4. Татьяна Владимировна, ваши методические рекомендации и подобранные игровые задания я применяю в своей работе. Спасибо вам.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Татьяна. Мне понравилась Ваша идея распределения современных профессий по модулям. Ими можно воспользоваться при работе с детьми, организуя образовательные мероприятия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Мне приятно, что вам это пригодилось!

      Удалить
  6. Татьяна Владимировна, с интересом ознакомилась с вашими разработками. Очень интересно и доступно предоставлен материал, спасибо за ваш труд! Жду дальнейших публикаций!

    ОтветитьУдалить
  7. Добрый день! Надеюсь, мой материал пригодится вам в работе!

    ОтветитьУдалить