ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Удивительная страна - Детство. В ней всё возможно. Здесь любой ребенок может стать сильным, смелым, всемогущим, а скучное и неинтересное может показаться довольно весёлым и забавным. В стране детства каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир ярким, красочным и интересным. Можно мечтать о своем будущем. Кем быть!? И свою мечту воплотить в играх: сегодня - инженером-разработчиком космических скафандров, завтра копирайтером и даже премьер-министром.
Удивительная страна - Детство. В ней всё возможно. Здесь любой ребенок может стать сильным, смелым, всемогущим, а скучное и неинтересное может показаться довольно весёлым и забавным. В стране детства каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир ярким, красочным и интересным. Можно мечтать о своем будущем. Кем быть!? И свою мечту воплотить в играх: сегодня - инженером-разработчиком космических скафандров, завтра копирайтером и даже премьер-министром.
И все это будут созидать педагоги своими руками, своей душой и сердцем, наполненным любовью.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в
социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений
социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями и
осуществлением ранней профориентации.
Ранняя профориентация
дошкольников – большое поле деятельности для педагогов. А для учителя-дефектолога
особенно. Именно Он имеет возможность оказать помощь каждому ребенку в выборе возможной будущей профессии, наиболее соответствующий его индивидуальным
возможностям и особенностям. Данную работу я реализую в
рамках коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка».
При планировании образовательных мероприятий по разделу
«Приобщение к труду взрослых» курса: «Социально-бытовая ориентировка» было выявлено
противоречие: между возрастанием значимости профессий по принципу «потребность»
в высококвалифицированных современных специалистах и «недостаточностью
работы по ранней профориентации». Встал вопрос о корректировке и расширении:
1. Информации о профессиях;
2. Обновления форм работы с обучающимися;
3. Применения ИКТ технологий на образовательных мероприятиях;
4. Формирования активной позиции родителей на раннюю профориентацию.
Все профессии были разделены на 7 модулей.
1. Образование
2. Медицина
3. Промышленность
4. Служба спасения (МЧС), военные
5. Сельское хозяйство
6. Сфера обслуживания
7. Искусство
Эти модули позволяют четко структуировать какие профессии входят в каждый модуль. Данные профессии соотнесены по возрастам, с вычленением орудий труда и трудовых действий.
Эти модули направлены на реализацию ФГОС ДО по образовательным областям, а именно:
"Социально - коммуникативное развитие» - «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»;
«Познавательное развитие» - «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о других видах труда»;
«Речевое развитие» - «на владение речью как средством общения и культуры; на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; на развитие речевого творчества";
«Художественно-эстетическое развитие» - «на реализацию самостоятельной творческой деятельности»;
«Физическое развитие» - «на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».
В связи с этим было скорректировано и расширено:
1. Информации о профессиях;
2. Обновления форм работы с обучающимися;
3. Применения ИКТ технологий на образовательных мероприятиях;
4. Формирования активной позиции родителей на раннюю профориентацию.
Все профессии были разделены на 7 модулей.
1. Образование
2. Медицина
3. Промышленность
4. Служба спасения (МЧС), военные
5. Сельское хозяйство
6. Сфера обслуживания
7. Искусство
Эти модули позволяют четко структуировать какие профессии входят в каждый модуль. Данные профессии соотнесены по возрастам, с вычленением орудий труда и трудовых действий.
Эти модули направлены на реализацию ФГОС ДО по образовательным областям, а именно:
"Социально - коммуникативное развитие» - «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»;
«Познавательное развитие» - «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о других видах труда»;
«Речевое развитие» - «на владение речью как средством общения и культуры; на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; на развитие речевого творчества";
«Художественно-эстетическое развитие» - «на реализацию самостоятельной творческой деятельности»;
«Физическое развитие» - «на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».
Эта структура помогает сформировать у детей:
- раннюю общетрудовую подготовку ;
- раннее самоопределение детей дошкольного возраста;
- удовлетворение индивидуальных познавательных интересов дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности;
- расширение кругозора и формирование системы представлений о группах профессий;
- формирование системы отношений и нравственных установок к труду;
- популяризацию рабочих специальностей, повышение престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда;
- популяризацию профессионализма в любой сфере труда;
- ориентацию на региональный рынок труда, перспективы развития социально-экономической сферы;
-содействие формированию активной позиции родителей на раннюю профориентацию.
Задачи при реализации модулей;
Задачи при реализации модулей;
№
|
Обучающие задачи
|
|
Младший, средний возраст
|
Старший, подготовительный возраст
|
|
1
|
Формировать
первоначальные представления обучающихся о труде взрослых, их орудиях труда и
трудовых действиях, общественной значимости.
|
Формировать
у детей желание научиться выполнять трудовые действия профессий модуля.
|
2
|
Развивать
познавательную активность в процессе ознакомления с различными профессиями
модулей.
|
Обогащать
и конкретизировать представления детей старшего дошкольного возраста по
|
3
|
Формировать
у детей младшего дошкольного возраста обобщенные представления о последовательности трудовых действий.
|
Систематизировать
представления о последовательности трудовых действий различных профессий данных модулей.
|
№
|
Развивающие задачи
|
|
Младший, средний возраст
|
Старший, подготовительный возраст
|
|
1
|
Обогащать
активный и пассивный словарь.
|
Развивать
связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
|
2
|
Развивать
эмоционально-положительное отношение к труду, трудовым операциям.
|
Развивать
интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по профессиям модулей.
|
№
|
Воспитательные
задачи
|
|
Младший, средний возраст
|
Старший, подготовительный возраст
|
|
1
|
Воспитывать
у детей положительное отношение к труду и
уважительное отношение к людям труда.
|
Воспитывать и формировать систему отношений и нравственных установок к профессиям взрослых по модулям.
Популяризация рабочих специальностей, повышение престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда. |
Возможные достижения детей,целевые ориентиры.
Направление
|
Показатели
|
Установка ребенка
|
Сфера интересов
|
- Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей.
- С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.).
- С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс.
- С интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы.
- Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.
|
Мне это интересно
|
Сфера представлений
|
Способен рассказать:
- о профессии и месте работы родителей;
- о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий;
- о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат);
- об общественной значимости труда;
- о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека;
- об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим.
|
Я знаю
|
Сфера опыта и нравственных установок
|
- Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности.
- Гордится профессией своих родителей.
- Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда).
- Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений.
Сформирован:
- опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку, зашпаклевать стену, собрать простейший механизм и т.п.);
- опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности;
- опыт конструирования, изготовления макетов, моделей
- опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека;
- опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму;
- опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда;
- опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру;
- опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца;
- опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности.
|
- Я пробовал и привык трудиться и создавать
- Мои родители меня поддержат
|
В связи с этим было скорректировано и расширено:
- Обновленный перечень современных профессий по модулям.
- Дидактические игры и упражнения по модулям, направленные на развитие ранней профориентации.
- Педагогический проект по ранней профориентации "Узнаем, запоминаем и активно играем"
Таким образом, при обобщении и систематизации знаний детей о труде взрослых структуированные модули помогут обучающимся:
- Реализовать вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста.
- Научить детей сравнивать профессии, выделять их особенности, выражать свое отношение.
Педагогам
- Дополнить рабочую образовательную программу ОУ модулями профессий, составить перспективное планирование по социально-бытовой ориентировки для любой возрастной группы дошкольников или разработать внеурочную образовательную деятельность по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Родителям
- Активизировать позицию родителей на раннюю профориентацию.
- Использовать практически игры дома для закрепления орудий труда и трудовых действий разный профессий.
Благодарю, Вас, коллега, за размещение такого полезного материала. Вы выбрали очень интересные направления в работе.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Мне приятно, что вы нашли для себя полезный и интересный материал! Заходите еще)))))
УдалитьТатьяна Владимировна, интересный материал, обязательно воспользуюсь в своей работе.
ОтветитьУдалитьДобрый день Надежда Емельяновна! Очень рада, что данный материал вам пригодится для педагогической деятельности! Добро пожаловать вновь!
УдалитьУважаемая Татьяна Владимировна. Ознакомившись с вашим опытом, взяла для себя много новой информации, которую буду применять в своей работе. Спасибо! Творческих вам успехов!
ОтветитьУдалитьСпасибо за приятные слова! Буду рада увидеть Вас снова на моем блоге!!!
УдалитьТатьяна Владимировна, ваши методические рекомендации и подобранные игровые задания я применяю в своей работе. Спасибо вам.
ОтветитьУдалитьУспехов в работе!
УдалитьЗдравствуйте, Татьяна. Мне понравилась Ваша идея распределения современных профессий по модулям. Ими можно воспользоваться при работе с детьми, организуя образовательные мероприятия.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Мне приятно, что вам это пригодилось!
УдалитьТатьяна Владимировна, с интересом ознакомилась с вашими разработками. Очень интересно и доступно предоставлен материал, спасибо за ваш труд! Жду дальнейших публикаций!
ОтветитьУдалитьДобрый день! Надеюсь, мой материал пригодится вам в работе!
ОтветитьУдалить